Ету статью меня побудил написать пользователь сети под ником GREENGARI.Ему надо было запитать автомобильный усилитель мощностью 800 ват от компютерного блока питания.Ета же статья мной выложена и на сайте Елво.Один блок питания по линии 12 вольт не в состоянии обеспечить требуемый ток.Так как же поступить.Сделать самому мощный блок питания мощностью 900-1000 ват или попробовать использовать компютерные блоки.Решение было принято в пользу последних.Для того чтобы блоки могли вытянуть такую нагрузку их надо подключить в параллель. С обычными трансформаторными блоками проблем небыло бы но с импульсными блоками АТХ все намного сложнее.Вот структурная схема АТХ.
Если мы просто параллельно соеденим блоки то произойдет вот что.Допустим первый блок (верхний по схеме) назовем его блоком А имеет выходное напряжение 11,8 вольт.Второй блок Б имеет выходное напряжение 12вольт.Разница вроде и небольшая но в нашем случае она свою роль сыграет.Дело в том что в АТХ довольно жесткая стабилизация напряжения.Происходит ето так.Допустим в блоке А где выходное напряжение у нас 11,8 вольт при нагрузке напряжение начнет проседать.В дело вступает блок стабилизации,выполнен в большинстве случаев на микросхеме ТЛ494 или ее аналогах.Микросхема сравнивает выходное напряжение через резисторный делитель и в случае его отклонения принимает срочные меры.В случае когда напряжение под нагрузкой начинает проседать , микросхема начинает, говоря простым доступным языком,раскачивать сильнее высоковольтные транзисторы и напряжение повышается до заданного уровня.Если нагрузка уменьшилась и напряжение стремится поднятся выше установленного уровня то микросхема снижает мощность раскачки силовых транзисторов.Что произойдет если мы просто соеденим блоки в параллель вот таким образом (рис 2)
Как мы уже знаем напряжение на блоке А меньше чем в блоке Б.Когда мы соеденили два блока то напряжение с блока Б поступает на блок с меньшим напряжением А и его выпрямительные диоды запираются,посколько на выходе диодов напряжения больше чем на входе.В то же время ,блок стабилизации блока А видит что напряжение на выходе поднялось и начинает снижать мощность высоковольтного каскада на транзисторах.В результате напряжение блока А еще более уменьшатся.Последствие етого очевидны,блок Б будет работать на полную мощность а блок А будет загружен не полностью. В результате могут выгореть оба блока.Сначала не выдержит блок Б. Потом после отказа Блока Б всю нагрузку примет блок А и( все уже догадались что произойдет с ним)..Какой же выход из етой ситуации?Выходов два.Первый довольно сложный,ето переделка блоковАТХ которая состоит из того что надо делать управление высоковольтными транзисторами обоих блоков от общего блока управления и стабилизации , что требует довольно серьезного знания в електронике.Второй способ более простой и требует всего лишь паяльник,амперметр(желательно два) ,два мощных диода и два резистора.Ну и конечно же прямые руки.Для начала нужно развязать блоки по питанию,тоесть сделать так чтобы напряжение с одного блока не пролезало в другой.Для етого мы поставим на каждый выход диоды,рассчитаные на максимальный ток ,который будет отдавать данный блок (рис.3)Етим мы решим проблему с пролезанием напряжения из одного блока в другой,но остается еще проблема с разным выходным напряжением.Ету проблему мы решим установив на каждый выход блока по балластному резистору.(рис4)На резисторе будет падать напряжение и блок с меньшим напряжением сможет включится в работу на общую нагрузку.Теперь перейдем к практическому решению етой проблемы.
|